© Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 | Закрыть окно

Кожевин Алексей Алексеевич



Прадедушка Кожевина Андрея (учащийся) -  Кожевин Алексей Алексеевич родился 4-го января 1926-го года неподалёку от города Вологда, в деревне Турундаево. Его семья относилась к числу крестьян-середняков. Его отец-Кожевин Алексей Иванович работал в колхозе с лошадьми. И с ранних лет мой прадед очень активно помогал родителям содержать своё хозяйство: пас цыплят, делал уборку в доме, с 5-го класса помогал разбирать мужикам колхоза баржи с привезённым лесом или песком, объезжал молодых лошадей. А в 1941-м году, он закончил восьмой класс школы. И уже в июне началась ВОВ. Как говорит прадед: «Всё мужское население мобилизовали в армию и сразу на фронт, не ушли на войну только  женщины и подростки. Стали поступать похоронки, которые вызвали ещё большую горечь и страдания родных и близких». Среди погибших на фронте были четыре брата матери моего прадеда: Пешехоновы Николай, Сергей (1941 г.), Дмитрий (1942 г.) и Христофор (1941 г.),муж сестры прадеда-Травников Алексей Иванович(сентябрь 1941 г.), двоюродные братья Алексея Алексеевича- Подхомутов Василий Иванович и Сапогов Борис Александрович(1941 г.). А моего прадеда закрепили на броне, ведь он начал учиться в «Железнодорожном техникум Народного Комиссариата Путей и Сообщения», к тому же, железнодорожников не брали на фронт. На каникулах он прокладывал и ремонтировал Северную железную дорогу и был всегда бригадиром, раскрывал свои уникальные качества: преданность и полная отдача  делу, ответственность и многие другие, необходимые в наши дни для успешной карьеры. Но не буду сильно отступать от намеченного русла. 

  Итак, Вологда была важным узлом путей и сообщения нашей страны , поэтому, фашисты бомбили только близ лежащие станции, т.е. все четыре направления от малой родины прадеда. Но в 1943-м году, критическом для нашей страны в плане использования  в интересах победы на войне людских резервов, мобилизовали всё оставшееся мужское население, способное держать в руках оружие. И отца прадеда-Кожевина Алексея Ивановича- забрали на фронт в части, которые были направлены на острова в Белом море, главным образом, Соловецкие. Там, осенью 1944 года во время одной из переправ по воде, он в числе других оказался за бортом судна. К счастью, прадедушкин дядя Ваня, служивший в одной части с Алексеем Ивановичем, спас жизнь отцу главного героя моей рукописи. Мой прапрадед заболел и был в 1944 году демобилизован на малую родину. А его время возвращения домой совпало как раз с крутым поворотом в жизни Алексея Алексеевича. Он рассказывает: «Мне было 18 лет  и я решил с дружком подать заявление в военкомат. Ведь был уже 1944 год , наши погибли, а мы не воевали. В военкомате мне сказали, что железнодорожников не берут, -как было упомянуто выше, – а был уже октябрь. И меня поздним вечером вызывают в Управление НКГБ на Северной железной дороге. В краткой беседе, хотя я был очень испуган, сообщили, что ими, после предварительного изучения , принято решение о зачислении меня на службу в органы НКГБ. После моей реплики разрешить защитить диплом, было заявлено, что этим займёшься после окончания войны. Через три дня я написал заявление о передаче меня в распоряжение военкомата, на что мне было сказано: «К нам сложно попасть, но уйти от нас ещё сложнее, только через это». И показали пальцем вниз, где были камеры заключения. Так началась моя служба в системе органов  госбезопасности, которая продолжалась почти сорок лет».

  После краткосрочных курсов мой прадед был направлен на территорию, ранее оккупированную немцами, в частности ,на Московско-Киевскую железную дорогу. Алексей Алексеевич служил в Калуге, Брянске, Конотопе и других железнодорожных узлах. В период работы на Московско-Киевской ж/д неоднократно направлялся в районы Западной Украины для борьбы с национальным подпольным движением. «Это был своеобразный фронт,- рассказывает он,-только без флангов и линии фронта. Днём чаще спокойно, а ночью-поджоги, убийства, нападения на наши подразделения и т.д.»

   За время службы в системе госбезопасности мой прадед работал в Москве, Калуге, Вологде, Брянске, Западных районах Украины , Польше, Восточной Германии(ГДР) и Ленинграде, Кировске, Колпино.

    В 1945-м году, ещё в военное время, приходилось моему прадеду  в составе оперативных групп участвовать в выполнении специальных заданий как на территории Польши, где он боролся с бендеровцами, так и в Германии.

   Алексей Алексеевич считает  знаковым событием в своей службе участие в обеспечении безопасности в процессе подготовки в мае-июне и проведении 17 июля-02 августа 1945-го года Потсдамской конференции, в которой участвовал И.В. Сталин. Алексей Алексеевич отмечает: «И.В. Сталин ехал от Москвы до Берлина по железной дороге. Проходили три литерных поезда. Параллельно движению поездов по шоссе в эстафетном порядке мчались бронемашины ,а рядом, вдоль полосы железной дороги также эстафетно-вооружённые всадники.  Мне, в то время ещё 19-ти летнему юноше, младшему лейтенанту, приходилось участвовать в выполнении очень ответственных заданий. Это была школа специальной службы.»

     Но основная командировка в ГДР началась в  1947-м и продолжалась до 1952-го года по линии контрразведки. И ,снова отсылаясь на слова  прадеда, пишу следующее.

   «9 мая 1945 года народы СССР отметили День Победы в Великой Отечественной Войне. Разгромом фашизма народы мира ещё не прибрели покоя-началась холодная война, в которой важная роль отводилась специальным службам противоборствующих стран.

 На территории Германии, разделённую на Восточную и Западную, разместились оккупационные войска стран победителей. Наши союзники в прошедшей войне-англичане и американцы уже в 1945,1946-х и последующих годах направляли усилия своих спецслужб на сбор разведывательных данных о воинских частях, размещённых в Восточной Германии. Знаю об этом не из печати, а потому что принимал непосредственное участие в пресечении шпионских акций англичан и американцев против войск Советской армии».

  Мой прадед в 1947 году вёл разработку дела на английского шпиона Зигмунда, бывшего майора дивизии СС «Мёртвая голова», который по договорам-подрядам организовывал в Советских воинских частях распиловку дров. Алексей Алексеевич говорит: «Нашим войскам нужна была канализация, водопровод, бани, прачечная для обеспечение нормальной жизнедеятельности. А для этого назначались вольнонаёмные местные жители. У Зигмунда было несколько подвижных пилорам, что давало ему возможность свободного доступа в эти части. Англичан интересовало топливо для наших реактивных самолётов, и Зигмунд образцы топлива получал якобы для того, чтобы обрабатывать(чистить) детали  пилорам. Численность отдельных воинских частей он определял по весу грязного белья, сдаваемого в прачечную. А сведения о поступлении каких-либо грузов в части из журналов на ж/д, к которым он имел доступ по бизнесу.

   Итак, на демаркационной линии, разделяющей Германию , идёт таможенный досмотр пассажирского поезда «Берлин-Гамбург». В одном из вагонов купе под сиденьем  был обнаружен пистолет. При более тщательном досмотре этого купе был найден пакет, подколотый кнопками к нижней стороне столика .В пакете шесть листов текста, содержащего подробные и обстоятельственные сведения о воинских частях Советской армии ,расположенных в различных городах северо-запада советской оккупационной  зоны.

 В результе большой кропотливой работы шпион был найден и задержан. А пистолет, на котором было написано «личное фон Шмидцека» ,оказался оружием резидента английской разведки самого фона.

 Зигмунд и фон Шмидцек были арестованы и осуждены за шпионаж против Советской армии в пользу Англии» .

  Это дело, как рассказывает прадед, получило название «Аристократы». И по словам Алексея Алексеевича, на основании этой реализованной операции и других, ей подобных, были приняты необходимые меры по обеспечению безопасности советских войск от доступа в наши  части английской и американской разведок.

  Очень важное событие произошло в 1951 году. Тогда закончился ремонт обгоревшего в Чёрном море во время ВОВ корпуса теплохода «Победа» в «Висмарверфь», к которой Алексей Алексеевич по делам своей службы имел непосредственное отношение. Шла подготовка к традиционному празднику судоремонтников-торжественному проводу судна, уходящего с верфи после ремонта. Прадедушка вспоминает: «Неожиданно в наши спецслужбы поступил сигнал, косвенно указывающий на  возможный в отношении теплохода «Победа» диверсионный акт. Поэтому, в целях безопасности, судно за несколько дней до праздника с соблюдением мер предосторожности ночью было выведено на большой рейд под охрану сторожеваго катера, в котором был я-(улыбается).-Так теплоход «Победа» вернулся на Чёрное море.»

     Вот так сложилась жизнь моих предков во время ВОВ-ключевого события в жизни всего человечества, а особенно в жизни моего прадеда.

    Трудовая биография Алексея Алексеевича насчитывает 67 лет и укладывается в двух аббревиатурах: КГБ, где он прослужил 40 лет . После чего ещё 27 лет трудился В Российской Академии Наук.

Нужно подчеркнуть, что мой прадед написал книгу: «Кратко о родственниках и немного о себе». И вся информация, изложенная в моей рукописи, обговорена непосредственно с Кожевиным Алексеем Алексеевичем.



© Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2